http://doglife.com.ua/sites/default/files/imagecache/node-gallery-display/amerikanskaya_akita_738.jpg
История происхождения этой породы собак удивительна. Самостоятельной породой большая японская собака стала лишь 1 июня 1999 года, когда Генеральная Ассамблея FCI в Мехико официально утвердила разделение собак породы "акита" на две породы: акиту и большую японскую собаку.

Акита - крупная шпицеобразная порода собак, выведенная в горных районах северной Японии как полуфункциональная охотничья порода. Японцы называют эту собаку "Сокровище Японии". Статуэтки с изображением акиты японцы дарят при рождении детей. По поверью, такой подарок приносит добро и благополучие дому и здоровье, счастье и долголетие домочадцам. Больному принято посылать изображение этой собаки как пожелание скорейшего выздоровления. Японцы используют акит для охраны дома и детей; собаки очень привязаны ко всем членам семьи и ее друзьям.
Как свидетельствуют древние японские изображения крупных собак с обликом шпица - острыми торчащими ушами, крепким туловищем почти квадратного формата, хвостом, туго закрученным на спине в кольцо - акиты не слишком изменились в течение веков. Первые письменные упоминания о породе относятся к началу XVII века. В это время один знатный вельможа был выслан в префектуру Акита, на севере острова Хонсю. Он питал большой интерес к собачьему роду и всячески способствовал выведению крупной универсальной и умной охотничьей собаки.
Префектура Акита - область с достаточно суровым климатом, гористая, со снежными зимами. Местных собак называли "матаги-ину", что означает "собака - лучший охотник". Их использовали при охоте на крупного зверя: медведя, кабана, оленя. Пара таких собак - обычно кобель и сука - была способна удерживать медведя до прихода охотника.
Акита - сильная собака, с хорошим зрением, слухом и обонянием, способная охотиться по глубокому снегу. При разведении поощрялись упорство и неотступность в преследовании зверя, а вместе с тем вырабатывалось умение аккуратно подавать подстреленную дичь. Говорят даже, что акиты были способны загонять рыбу в рыбацкие сети.
Акит разводили и при дворцах знати. Как для всех прочих сторон своей жизни, японцы и здесь разработали сложнейшие церемонии. Ритуал кормления собак и ухода за ними должен был тщательно и детально соблюдаться. Особое значение придавалось различным цветам поводков, обозначавших ранг животного и статус владельца; каждая собака имела своего "слугу", носившего специальную, определенным образом украшенную форму. Особый и обширный словарь использовался для называния собак, обращения к ним и для беседы об их свойствах.
Помимо охотничьих качеств этой породы японцы ценили бойцовский дух акит. В те времена были очень популярны кровавые собачьи бои, в которых в качестве гладиаторов акиты принимали самое активное участие. Подтверждением этого могут служить исторические справки середины и позднего периода Камакура (1185-1333), в которых рассказывается о том, как проводились эти бои.
В описании времяпрепровождения регента Хойо Такатоки сказано: "Он полюбил собачьи бои до такой степени, что собрал собак из различных провинций посредством повышения налогов. Это вынуждало простых людей разводить собак дюжинами и отправлять их на псарни Такатоки, где собаки питались рыбой и домашней птицей, а одевали их в сложную мишуру и парчу. Для подобных развлечений были использованы от 4000 до 5000 собак. Около дюжины собачьих боев проводилось ежемесячно. За их исходом наблюдали высокопоставленные лица со своими семьями и друзьями". Собачьи бои этого периода были особо жестокими, количество собак, участвовавших в них, могло колебаться от единиц до нескольких сотен.
В течение правления сёгуна Цунаёши (1680-1709) произошел необыкновенный случай, серьезно улучшивший положение собак в Японии. Поскольку Цунаёши был рожден в Год Собаки, в 1687 году он выпустил эдикт, защищающий все живые существа, особенно собак. Эдикт гласил, что любой человек, наносящий вред собаке, должен быть наказан, а каждая собака должна именоваться как господин или госпожа Собака.
Вскоре после этого улицы Токио заполнились бездомными голодными собаками. Пытаясь решить эту проблему, правительство Токио строило приюты в окрестностях города, рассчитанные на 50 000 собак. Собаки, находившиеся в этих приютах, питались рисом и рыбой за счет денег налогоплательщиков.
Нет исторических данных, что стало с собаками, когда правление Цунаёши закончилось, но есть письменные заметки, отразившие проблему сплотившихся стай собак из 20-30 особей, атаковавших других собак. В этих заметках упоминались большие собаки, с закрученными на спину хвостами.
В результате этих любопытных событий Цунаёши прославился как "собачий сёгун", который провел первую регистрацию собак в Японии и зарегистрировал окрасы шерсти: белый, красный, черный, черно-тигровый, тигровый, черно-пегий, тигрово-пегий, красно-черный и светло-красный. Он также зарегистрировал физические характеристики и размеры собаки.
К 1850 индустриализация начала изменять политический и экономический пейзаж Японии. Вместе с модернизацией приходила потребность в сырье. Спрос на золото и серебро создавал бум золотоискательства, искушавший тысячи желающих из городов отправиться в сельскую местность. Этот наплыв людей в прежде тихие сельские области создавал множество общественных проблем, включая бунты и рост преступности. По этой причине владельцы матаги-ину (охотничьих собак, первоначально использовавшихся в качестве семейных опекунов) стали разводить собак с акцентом на большой размер и агрессивность.
Это был период, когда Япония становилась привлекательным объектом для международной морской торговли. Европейские маклеры привозили с собой европейские породы собак, которых японцы скрещивали с матаги-ину. Среди них были мастиф, датский дог, сенбернар и бульдог. Даже мощная японская тоса-ину - крупная бойцовая собака - тоже была использована в скрещивании.
Японцам нравилась хватка и сила акит, а также мощность и стойкость тоса-ину. Получившиеся в результате селекции собаки стали еще более крупными, мощными. Этих собак стали называть шин-акита - "Улучшенные Собаки".
В экспериментальном скрещивании использовалась и длинношерстная собака карафуто из самой южной области Сахалина, привнесшая новые линии. Установлено, что длинношерстные акиты, которых мы иногда видим сегодня, - прямые потомки собаки карафуто.
Конечным результатом этой смеси пород (матаги-ину, европейские породы собак: мастиф, дог, сенбернар, бульдог, тоса и карафуто) стала акита.
Японская акита XIX столетия была большой, атлетически сложенной и храброй собакой, но генетически была далека от чистых японских собак, зарегистрированных в годы правления Цунаёши. Из-за популярности шин-акит традиционная японская собака становилась редкостью, ее можно было найти только в отдаленных гористых районах.
Следующие события свели на нет все полученные результаты в развитии породы.
В 1907 году был введен запрет на проведение кровавых видов спорта и введено лицензирование собак. Собаки, ранее использовавшиеся в качестве бойцовых, более не находили себе применения, и владельцы от них отказывались. Стаи выброшенных акит оказались на улицах, где их настигла страшная эпидемия бешенства.
Эпидемия бешенства продолжалась долгие годы. В течение 20 лет огромное число бездомных собак, в том числе и акит, было уничтожено. Казалось, что порода прекратила свое существование. Но в 1927 году мэр Одате, господин Шигеие Изуми основал организацию под названием "Акитаина", единственной целью которой было сохранение породы акита.
30 августа 1929 года был опубликован список из 30 собак, зарегистрированных в организации. Были установлены строгие нормы и правила, гарантирующие сохранение акиты и запрещающие межвидовое скрещивание. В восстановлении японских собак принимали участие редкие и сравнительно чистокровные японские собаки, живущие в сельских деревнях Матаги.
В 1931 году правительство Японии объявило породу национальным достоянием, одним их сокровищ японской национальной культуры. И сейчас правительство берет на себя расходы по содержанию чемпиона породы и уходу за ним, если владелец не имеет достаточных средств.
Много легенд ходит об этих собаках. Но действительно произошедшая история послужила основанием для воздвижения памятника аките по кличке Хачико.
Давайте и мы ее узнаем.
Каждый год на железнодорожной станции Шибуя в Токио сотни любителей собак совершают поклонение Хачико, знаменитому любимцу профессора Токийского Университета Эйсабуро Уэно. Хачико, верный друг профессора, ежедневно провожал его на станцию и встречал там после работы.
Но хозяин скончался в университете, и пес не дождался его на станции, хотя провел там несколько часов до полуночи. Собака вернулась домой, но на следующий день в обычное время ушла на станцию и ждала там до определенного часа. Это повторялось на протяжении девяти лет - с 1925 до 1935 года (хотя некоторые источники утверждают, что это продолжалось 12 лет), пока собака не умерла. После смерти Хачико был подхоронен к своему хозяину на кладбище Аояма. Хачико стал национальным героем, а день смерти Хачико 8 марта 1935 года - днем траура для всей страны.
На пожертвования почитателей верности Хачико соорудили бронзовый памятник. Оригинальная статуя Хачико была уничтожена во время второй мировой войны, когда все изделия из бронзы использовались для изготовления оружия. Новая статуя собаки, символизирующая лояльность, доверие и интеллект собаки породы акита, была поставлена на станции Шибуя в 1948 году, и теперь Хачико уже никогда не уходит со станции Шибуя.
Война уничтожила не только памятник. Был введен запрет на содержание собак из-за нехватки продовольствия, мех собак использовался для пошива одежды и обуви военнослужащим японской армии. В городах и деревнях отделы полиции занимались конфискацией и забоем собак, огромное число акит было уничтожено. Единственной породой собак, которая освобождалась от истребления, была объявлена немецкая овчарка, и для того, чтобы уберечь и защитить своих любимых акит, некоторые владельцы скрещивали акит с немецкими овчарками и скрывали их в глухих горных деревнях. Несмотря на эти чрезвычайные меры, порода была почти уничтожена.
В настоящее время не найдено ни одного документа о том, сколько акит было сохранено для восстановления этой породы. Но все-таки по крупицам национальное сокровище было восстановлено, и руководством страны были приняты меры, гарантирующие выживание породы.
К 1947 году в регионе Одате возникли две различные породные линии: Дэва-Го и Ишиносэки.
Но у самих японцев линия Дэва считалась линией низкого качества.
После второй мировой войны многие солдаты американских оккупационных сил привезли с собой на родину щенков акит обеих линий. Акиты попали и в Англию, и на европейский континент и совершенно заслуженно вызвали к себе необыкновенный интерес. По линии Дэва собаки были крупными, мощными, со свободной кожей на голове и морде, темно-коричневого цвета с черными масками. По линии Ишиносэки - меньшего размера, с менее объемной головой, плотно прилегающей кожей и хорошего постава хвостом, исключительно в трех цветовых гаммах: тигровый окрас, красный и белый. Обе эти линии использовались в программе разведения.
Число представителей этой породы в Америке росло, и в 1952 году была зарегистрирована первая ассоциация акит. В течение следующих четырех лет ассоциация плодотворно работала и в августе 1960 года была включена в АКС (Американский клуб собаководов). Был принят стандарт породы. После этого стандарт еще дважды пересматривался в 1965 и 1972 году. Было принято положение о непризнании Японского Кеннел-клуба и запрет на регистрацию акит, импортированных непосредственно из Японии!
Но японцы тоже работали над восстановлением своей акиты. К тому же, собаки, первоначально импортированные из Японии в течение 50-х годов, были не самыми лучшими образцами. Начав с собак лучшего качества и используя только линию Ишиносэки, японцы планомерно шли к своей цели, которая отличалась от американской, так как в Америке использовались все линии и цвета, что привело к кардинальному изменению типа породы. Стандарт АКС включал в себя все цвета акит и приветствовал черную маску на морде. Стандарт Японского Кеннел-клуба признавал только три цвета - красный, тигровый и белый. Собаки всех цветов, кроме белого, должны иметь белые отметины на морде, щеках, с внешних боков челюсти, шеи, живота, хвоста и внутренних сторонах бедер.
В 1992 году Американский клуб собаководства достиг согласия с Японским Кеннел-клубом. Вновь импортируемые акиты имели право на регистрацию в АКС и показы на выставках.
FCI (Международная кинологическая федерация) приняла стандарт для акит Японского Кеннел-клуба. Но по правилам FCI страна начала развития породы считается "владельцем" этой породы и ее стандарт становится единственным и допустимым стандартом породы в FCI. Крупные, крепкокостные, с черными масками американские акиты не соответствовали теперь новому стандарту FCI и не могли быть представлены на выставках в странах-членах FCI.
Масса владельцев акит в Америке была недовольна таким положением вещей и выдвигала требования не разделять собак на 2 типа: "Одна акита, один стандарт". Другая часть владельцев, наоборот, боролась за разделение двух типов на две породы: "японская акита" и "американская акита".
Конец этим спорам был положен 1 июня 1999 года, когда Генеральная Ассамблея FCI в Мехико официально утвердила разделение собак породы "акита" на две породы - "Акиту" (5 группа FCI) и "Большую Японскую Собаку" (теперь - Американская Акита) (2 группа FCI).

Американцы не совсем были согласны с таким названием породы, так как совершенно справедливо считают своей собственной заслугой формирование нового типа породы. Поэтому сами они своих собак называют американская акита, хотя официальное название породы - большая японская собака. В течение этих лет в странах-членах FCI это разделение стало нормой, собаки вносятся в племенные книги как две разные породы.
Однако в странах, не входящих в FCI, таких как США, Великобритания и Канада, эти собаки по-прежнему относятся к одной породе, хотя и в этих странах большинство заводчиков поддерживает идею такого разделения и стараются воплотить ее в жизнь. Но есть и другие заводчики, стремящиеся создать смешанный тип путем скрещивания этих двух пород. В Японию запрещен экспорт собак от таких заводчиков, так как это сводит на нет все усилия сохранения чистоты породы. Японский Кеннел-клуб надеется, что и другие страны-члены FCI внимательно отнесутся к вопросу ввоза этих пород из стран, где разделение на акиту и большую японскую собаку не было осуществлено, и будут придерживаться решений Генеральной Ассамблеи FCI.

Для статьи использованы материалы:
Сайт zooprice.ru, статья Кострикиной Ольги и web ресурсы.